В идеале бюджетная обеспеченность должна равняться единице… Водители тихо (а иногда и громко) используют обсценную лексику, проезжая по большинству курганских дорог. Сотрудники образовательных учреждений и родители задаются вопросом: когда же в школах будет проведён, наконец, капитальный ремонт. Педагоги, а также медики и другие бюджетники предпринимают неординарные методы экономии для того, чтобы дотянуть до следующей зарплаты. Этот список можно продолжать и продолжать. И если разницу в доходах между отдельными гражданами ещё можно как-то объяснить, мол, как потопаешь, так и полопаешь (хотя, как мы понимаем, это не совсем справедливо), то почему количество денег в бюджетах регионов отличается в разы?
Кому бублик?
В настоящее время Курганская область, согласно данным Минфина РФ, занимает «почётное» 7‑е место с конца. Уровень её бюджетной обеспеченности, который выражается зловещей цифрой 0,666 от среднероссийской, принятой за единицу, легко запомнить, а на последнем месте находится Республика Тыва, здесь показатель составляет 0,637. В целом у 28 субъектов РФ уровень обеспеченности ниже 0,7, включая и город Севастополь. А пятёрку лидеров также нетрудно предсказать. На первом месте, разумеется, Москва (2,772, то есть она обеспечена казёнными средствами в четыре с лишним раза лучше, чем Зауралье), затем Тюменская область (2,068), Ямало-Ненецкий автономный округ (2,041), Санкт-Петербург (1,897), и замыкает список баловней финансовой судьбы Ханты-Мансийский автономный округ (1,704). Тут впору вспомнить Маяковского: «кому бублик, а кому дырка от бублика. Это и есть демократическая республика». А ведь все мы граждане одной страны!
А теперь посмотрим на это дело на субрегиональном уровне. Если сравнивать количество денег, приходящихся на каждого жителя в муниципальной казне, то картина получается ещё более наглядной. Берём Тюменскую область. В самой Тюмени каждый горожанин «располагает» 28,2 тысячами рублей. На каждого жителя Ишимского района в бюджете муниципального образования приходится 33,3 тысячи рублей, а нефтегазовой столице России городе Ханты-Мансийске — 62 тысячи рублей! Это в четыре раза больше, чем в Кургане, где уровень бюджетной обеспеченности на душу населения всего 15,6 тысячи рублей.
Понятно, что эту ситуацию необходимо менять, и то, что дело сдвинулось с мёртвой точки, в немалой степени заслуга губернатора Курганской области Алексея Кокорина. Свежую информацию о том, какие шаги предпринимаются на федеральном уровне для того, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность регионов, сообщила член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова в ходе визита в Зауралье.
Губернатор предлагает…
История вопроса такова. Отметим, что тему реального, а не декларативного бюджетного федерализма неоднократно поднимал в своих выступлениях и предыдущий губернатор области Олег Богомолов, несмотря на то, что в 2000‑х годах экономика и, следовательно, наполняемость бюджетов находились на подъёме (разумеется, за исключением кризиса 2008‑2009 годов). А его преемник, Алексей Кокорин, стал руководить регионом в эпоху дешёвой нефти, низкого курса рубля и санкций со всеми вытекающими последствиями для финансовой стабильности.
Ситуацию, сложившуюся во время формирования бюджета Курганской области на 2016 год, нельзя назвать иначе, как драматической, что и побудило главу Зауралья обратить внимание федеральных властей на проблемы дотационных регионов и предложить пути их решения.
Тогда Алексей Кокорин, выступая с одной из самых высоких трибун в нашей стране, на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвящённых обсуждению проекта федерального бюджета на 2016 год (форум состоялся 27 октября 2015 года), призвал перейти к реальному выравниванию бюджетной обеспеченности таких регионов, как Курганская область, где дефицит бюджета достиг критических параметров.
Губернатор подчеркнул, что при имеющихся доходах в любом случае ежемесячно не хватает одного миллиарда рублей и область просто вынуждена брать коммерческие кредиты. В свою очередь сокращение расходов, например оптимизация численности госслужащих, не влияет на общую картину.
— Всех чиновников, как вы понимаете, не сократить, кому-то нужно работать. Оптимизируем меры социальной поддержки населения. Но все эти меры дали нам экономию всего порядка 600 млн. рублей, но это уже вызывает большую социальную напряжённость, а проблемы не решает, — заявил Алексей Кокорин.
Глава Зауралья обратил внимание на то, что коль скоро мы живем в одной стране, то и уровень бюджетной обеспеченности большинства регионов должен быть одинаков, хотя по факту этого, к сожалению, не получается. Поэтому Алексей Геннадьевич предложил изменить подходы и «подтягивать» до одного уровня все регионы, а на первом этапе довести уровень бюджетной обеспеченности хотя бы до 0,75. Среди мер, которые могли бы помочь в этом, губернатор предложил передать 2 % налога на прибыль, зачисляемых в настоящее время в федеральный бюджет, регионам, что позволило бы увеличить субъектам РФ собственные доходы.
Комментируя выступление главы Зауралья, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что такие регионы, как Курганская область, требуют особого рассмотрения и попросила основного докладчика, министра финансов РФ Антона Силуанова, поручить его ведомству конкретно разобраться с ситуациями в Курганской области и в других регионах, где бюджетная обеспеченность существенно ниже среднероссийской.
Инвентаризация
полномочий
Именно на итоги этой работы и обратила внимание членов областного правительства Елена Перминова, назвав внесение существенных изменений в методику распределения финансовой помощи для субъектов РФ главной задачей. Сенатор напомнила об упомянутом выступлении Алексея Кокорина на парламентских слушаниях и сообщила о том, что эти идеи были услышаны и, самое важное, услышаны и Минфином РФ.
Елена Алексеевна проинформировала о том, что на «правительственном часе» в Совете Федерации 29 июня выступил Антон Силуанов, который обозначил необходимость внесения изменений в методику распределения финансовой помощи дотационным регионам.
— Эти меры, по всей видимости, будут не очень популярны среди субъектов Российской Федерации, у которых достаточно высокий уровень бюджетной обеспеченности, — отмечает Елена Перминова. — Тем не менее, министерство это поддерживает.
Помимо того, многочисленные предложения высказывались сенаторами и представителями регионов на выездных заседаниях профильного комитета СФ. Так, 5 июля вопрос «Цели и задачи концепции совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации на период до 2020 года» обсудили в Тверской области. Речь, в первую очередь, шла о том, чтобы расходные полномочия, переданные на региональный и муниципальный уровень, подкреплялись соответствующими источниками дохода. Было отмечено, что простым изменением методики межбюджетных отношений проблема далеко не исчерпывается. Необходимо провести так называемую инвентаризацию полномочий, ведь последний раз это было сделано 11 лет назад, с тех пор на региональный уровень было передано более сотни дополнительных обязательств. Причём сегодня исполнение полномочий происходит на фоне того, что доходы бюджетов сократились в 46 регионах, а расходы в среднем по стране увеличились на 4 %, причём такая ситуация прогнозируется и на 2017‑2019 годы.
Отрицательные трансферты
Итак, о каких же конкретных решениях идёт речь? Во-первых, это получение, что называется, «живых денег». Речь идёт об увеличении финансовой помощи Курганской области, выделяемой из федеральной казны, из средств, предусмотренных на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. Из этих денег Зауралью выделено порядка 820 млн. рублей. Помимо этого нашему региону предоставлен бюджетный кредит в размере 630 млн. рублей со ставкой 0,1 % годовых для погашения займов, взятых в коммерческих банках. Кстати, что касается долгов, то Курганская область здесь не одинока — значительные суммы заимствований накопили 33 региона, а общая сумма кредитов, взятых субъектами РФ, превышает 2 триллиона рублей.
Упомянутые суммы, поступившие в область, это только первый транш, в целом между регионами РФ распределено 20,9 млрд. рублей. По словам Елены Перминовой, осталось не распределено ещё порядка 30 млрд. рублей.
Во-вторых, при формировании бюджета на 2017 год и плановый период 2018‑2019 годов предусматривается важное изменение. Сенатор сообщила о том, что планируется введение так называемых «отрицательных трансфертов». Елена Алексеевна вновь повторила, что эта мера будет непопулярной у регионов-доноров, но подчеркнула, что люди, проживающие на территории нашей страны, должны иметь равные бюджетные возможности. Принцип, предлагаемый Минфином на первом этапе, заключается в том, чтобы 1 % налога на прибыль, а это 139 млрд. рублей, аккумулировать в федеральном бюджете, а затем распределить в качестве финансовой поддержки регионам.
— Это существенная сумма, тогда финансовое положение субъектов будет поправлено, — отмечает Елена Перминова.
Следующее предложение Минфина касается распределения акцизов. Методика их распределения должна зависеть от количества населения и от количества реализуемой продукции, эта мера также позволит пополнить бюджеты.
Наконец, будет решаться уже упоминавшаяся проблема недостаточного финансового обеспечения переданных полномочий. Как сообщила Елена Перминова, по инициативе Совета Федерации создана рабочая группа, которую возглавил вице-премьер Дмитрий Козак.
Правда, по словам сенатора, здесь есть две разные позиции, одна представлена Минфином, а вторая — Счётной палатой РФ. Министерство считает, что да, средств на исполнение полномочий действительно недостаёт, но речь идёт о незначительных суммах. Палата же, в свою очередь, по итогам исследования, проведённого в ряде регионов, указывает на кратную разницу между необходимыми и располагаемыми суммами.
Как отмечает Елена Алексеевна, истина находится где-то посередине, и полагает, что до конца бюджетного года эта проблема будет рассмотрена и недостающие суммы будут компенсированы.
— Уверена, что эти меры позволят выровнять бюджетную обеспеченность, а Курганская область получит дополнительные средства. Мы будем контролировать эту ситуацию, — заявила, завершая выступление на заседании правительства региона, Елена Перминова.
Затем во время пресс-конференции сенатор отметила, что в идеале бюджетная обеспеченность должна равняться единице. Разумеется, для субъектов, у которых высокий налоговый потенциал, находящихся в суровых климатических условиях, выполняющих столичные функции, должны быть преимущества. Кроме того, по словам Елены Перминовой, она была одним из инициаторов того, чтобы регионы, которые добились значительных успехов по мобилизации собственных доходов, поощрялись грантами из федерального бюджета.
— Мы никогда не говорим о том, что нужно взять и поровну поделить между всеми, — подчёркивает Елена Перминова. — Речь идёт о том, чтобы в каждом субъекте РФ предоставлялся необходимый набор услуг.